Как войти в доверие: психологические приемы вызова доверия

Опубликовано: 23.10.2017


Библиотека» Эффективное общение» Как вызвать доверие

© Евгений Ильин

Начало см. Кому больше доверяют. Психология доверия.

Войти в доверие — склонить на свою сторону, расположить, войти в милость (С. И. Ожегов). Когда этого же пытаются добиться хитростью или лестью, говорят о том, что человек хочет втереться (вкрасться) в доверие.

У каждого человека существуют свой индивидуальный стиль поведения, мимика лица, жесты, поза тела, интонация в голосе, основной набор словесных выражений и конечно же репрезентативная система. Каждый человек имеет определенную систему мировоззрения, восприятия внешней реальности и поведения. Зная эти особенности собеседника, можно войти к нему в доверие во время общения с ним с помощью техники скрытой манипуляции собеседником (нейролингвистическое программирование — НЛП), используя метод «подстройки». Дело в том, что люди сходятся с другими, руководствуясь принципом «общего». Это может быть взаимный интерес или схожее мировоззрение, один знак зодиака или профессия, похожая мимика или способ выражать свои эмоции и т. д. Люди любят себе подобных и отвергают «чужих». Нам неинтересен тот собеседник, в котором с нами нет ничего общего.

«Подстройка» направлена на достижение подсознательного доверия у собеседника (раппорта). Технология построения подсознательного доверия содержит следующие основные компоненты:

подстройка к позе; подстройка по жестам; подстройка к дыханию; подстройка под речь; психологическая подстройка.

Подстройка к позе. Первое, что следует сделать для построения раппорта, — скопировать позу своего собеседника. Но делать это нужно естественно и легко, чтобы у собеседника не возникло впечатление, что положения его тела сознательно копируют. Во время беседы партнер может несколько раз сменить положение тела. Поэтому, копируя все изменения, которые происходят в положении его тела, нужно следовать за ними с небольшим отставанием. Чтобы подстройка была менее заметна, подстраиваться можно постепенно, к примеру сначала сделать такой же наклон корпуса и головы, после чего подстраиваться уже по остальным позициям.



Секта и личность: психологические механизмы влияния


Почему культовые организации имеют такой успех? — профессор Виктор Чернышев.

Не раз уже в СМИ было сказано о последствиях воздействия тоталитарных организаций и нетрадиционных культов на человека. Часто люди превращаются в рабов при помощи всеобъемлющей системы запретов и предписаний, когда вся их жизнь регламентируется до мельчайших деталей, между ними и остальным миром создается стена отчуждения, они отдают организации свое имущество, свои силы, здоровье... Часто это кончается сумасшествием или самоубийством (иногда убийством).

Эта проблема не нова – еще в 30-е годы XIX века антисектантской работой в Саратове занимался святой преподобный Илларион Оптинский. Он активно противостоял деятельности скопцов и молокан, убеждая заблуждающихся словами Священного Писания, а в случае обнаружения уголовно наказуемых деяний сектантских лидеров – способствовал их пресечению со стороны правоохранительных органов.

Учение и деятельность многих деструктивных сект пагубно влияет на духовную жизнь человека и искажает библейское учение о Боге, мире и человеке. К сожалению, нигде в украинском законодательстве понятие «секта» не определено. Однако, мы будем пользоваться этим термином, используя его как условный.

Секта vs Церкви

Все организации, отнесенные нами к разряду сект, классифицированы так исключительно на основании анализа их учения, или культовой практики сравнительно с учением и практикой Православной Церкви и/или другой культурообразующей конфессии. Все последователи данных организаций не являются и не могут считать себя членами Православной Церкви в силу разделяемого ими мировоззрения. Любые заявления организаторов и руководителей подобных квазирелигиозных организаций об их связи якобы с Православной Церковью и соответствия их учений с Православным вероучением, а также о полученных ими благословениях на деятельность, не имеют никаких оснований. Зачастую секты используют обман или скрывают информацию о себе при контактах с людьми, не состоящими в данной организации; практикуют различные методы контролирования сознания своих членов, в том числе гипнотическое воздействие, зомбирование и иные техники манипуляции. Они не признаны традиционными Церквями как последователи соответствующей религии (слово «Церковь» мы берем по отношению к другим конфессиям условно, ибо Церковь Едина и неделима, о чем свидетельствует сам Символ Веры).

Мы достаточно мало знаем о способах введения людей в измененные состояния сознания. До конца не знаем о существовании тонких технологий реформирования сознания, благодаря которым пытливым, ищущим и духовно развитым людям (в том числе нашим детям) могут внушать фобии и прививать зависимости. Не знаем, что, манипулируя жаждой духовности и философскими исканиями людей, их неудовлетворенностью, потерей ценностей в современном секулярном мире и искренней потребностью что-то изменить, — их могут превратить в фанатиков-сектантов.